link
Мы гордимся своими воспитанниками!

Виталий Фокеев - заслуженный мастер спорта - стендовая стрельба, участник XXVIII Олимпийских игр 2004 в Афинах и XXIX Олимпийских игр 2008г. в Пекине, чемпион мира 2006г., победитель Кубка мира 2006г.

Владимир Дятчин - заслуженный мастер спорта - плавание, участник XXIX Олимпийских Игр-2008 в Пекине и XXX Олимпийских Игр-2012 в Лондоне, трёхкратный чемпион мира, победитель Кубка мира 2007 года

Людмила Литвинова - заслуженный мастер спорта - лёгкая атлетика, серебряный призёр XXIX Олимпийских игр-2008 в Пекине, бронзовый призёр чемпионата мира-2009.

Архив новостей

26.11.2011

Василий Алексеев – Великий. Атлет. Человек.

          Самый великий, возможно, спортсмен в истории мировой тяжёлой атлетики вчера завершил свой земной путь. Он бывал и в Липецке. Зимой 1971, кажется, года во дворце спорта «Динамо» поднял вес на уровне  мирового рекорда – у него, похоже,  не было выступлений без рекордов. А в сентябре 1990 года на чемпионат СССР  Василий Иванович  приехал в наш город в другом качестве  -  главного тренера сборной СССР.  Соревнования проходили   уже во дворце спорта «Юбилейный», продолжались несколько дней, так что времени для общения было достаточно. При планетарной славе и реальной власти  был в меру прост  в общении.    В многочисленных очерках журналисты отмечали юмор чемпиона. Убедился лично.  В один из соревновательных перерывов вышли из дворца.  Замечательная природа, бабье лето – прелесть. Расположились около «Волги»  нашего   главного -  липецкого – штангиста Владимира Николаевича Савченко. Но двое сидят при открытых дверях - остальные трое стоят. Смотрим по сторонам – на что бы присесть… Недалече  какая-то  огромных  размеров   конструкция типа ступенек. Алексеев простенько так предлагает – Давай её подтащим. Я   уточняю  – Да в ней тонны три будет.. Василий Иванович серьёзно – Ну, а нас- то пять человек.   И только после этого улыбнулся.

         На интервью согласился легко, только попросил – «Найди место, что бы никто не мешал».

         Удивительно, но, достаточно тщательно отслеживая спортивную прессу, которой, впрочем, в ту пору было не так уж и много, мне показалось, что тему своего выступления на московской олимпиаде Василий Иванович ранее не раскрывал. Но в этом разговоре есть ещё немало интересного.  . Итак, Великий Василий Иванович Алексеев. Липецк, сентябрь 1990 года.

Информация. Василий Алексеев  – Родился 7 января 1942 года. Собственный соревновательный вес – 145 – 150 кг. Последний мировой рекорд – в толчке 256 кг (1977 год) двукратный олимпийский чемпион (1972 год – Мюнхен, 1976 год – Монреаль), 8-кратный чемпиона мира и Европы, обладатель 80 рекордов мира. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Знак Почёта.

      - Чем выше взлёт, тем ниже падение. Существует серьёзная проблема, связанная с уходом выдающегося спортсмена из спорта. Что бы Вы посоветовали тем, кто подходит к этому рубежу?

         - Да, это выражение вполне соответствует действительности, но каждый человек должен подумать и о подстилке, на которую придётся падать. Многие спортсмены об этом не забывают, но немало думают, что взлёт будет продолжаться вечно. В результате- глубокий аут. Что же касается меня, то я  много отдал спорту, я даже жене не разрешил институт заканчивать. Сказал ей: «Дорогая моя,  с нашими рекордами, победами государство позаботится о нас. Я думаю, что  это нам всё учтётся. Давай, за мной походи, помоги». Рискованно, конечно, но цель была превыше всего. Это очень сложный вопрос. Ведь и спортсмена особо судить нельзя. Есть образование, есть диплом, но, если честно, всё это липа. Те, которые по комсомольской линии у нас проходили – «горлодёры», так мы их называли, те, конечно,  устроились, продвинулись, а настоящим спортсменам, как говорится,  «от сохи, от станка» - тем тяжелее. В этом трагедия нашего большого спорта.

Штрихи к портрету. В этом чемпионате СССР приняли участие штангисты Франции. В свободную минуту молодые французы подошли к Алексееву, сфотографировал. Я был рядом, взял грех на душу – посмотрел, что написал Василий Иванович. Написано было на французском!   Спросил у нашего заслуженного тренера РСФСР Владимира Савченко, работавшего пять лет в Тунисе и свободно владеющего французским языком. Тот не удивился: «Это ещё что. Ты бы знал, как он английским владеет!».

- Мне кажется, что в 70-е годы ни о ком из  спортсменов не писали столько, сколько об Алексееве, и, пожалуй,  Борзове (двукратный олимпийский чемпион Мюнхена-1972 в беге на 100 и 200 метров – С.П.).  Вы нравились всем, перед  Вами  преклонялись. А чем Вам дороги те годы?

- В 1969 году на мне поставили крест.  Я полгода сидел на зарплате  жены - 72 рубля. Мне никто не платил, у меня травма – и я никому не нужен.  И вот я себя поднял – в 1970 году установил 20 мировых рекордов, стал чемпионом СССР, Европы, мира.  Конечно, мне запомнятся эти годы, я доказал всем, что  я – это я. Принципиальный момент – я не бросил собственную методику тренировок.  Представьте моё положение: новая методика,  неизвестный спортсмен пытается доказать, что он умнее всех. И я доказал, что в этом деле я прав, хотя боролся один.  И этой методикой, мною придуманными упражнениями сейчас пользуется весь мир.

- Главное – здоровье, остальное приложится. Остальное к Вам приложилось, а как здоровье? Ведь всем известно, что большой спорт – отнюдь не лекарь, тем более занятия штангой на таком уровне.

- Для меня это, пожалуй, больной вопрос.  Даже не входя в большой спорт, до рекордов, меня списали подчистую – серьёзная травма спины была. Но при голове и при характере я из инвалидов поднялся в рекордсмены. Но до сих пор я спиной маюсь, поддерживаю себя, вообще, потяжелее сейчас со здоровьем, но борюсь. Постоянно приходится прилагать усилия - подкачиваться, растягиваться. Мне всего 49, много дел впереди. И спортсменам рассказываю – в той или иной мере это каждого ожидает.

Информация. На Олимпиаде-1988 в Сеуле из-за положительного анализа на допинг были дисквалифицированы штангисты Граблев и Генчев (Болгария), Чегери и Шаньи (Венгрия),  Мариаки (Испания). Да и вся сборная Болгарии по штанге отказалась от выступления на Играх. В этом отказе не просматривалось и доли протеста – лишь страх  попасться на допинг-контроле.

В 1984 году  на таможне в Канаде были задержаны за провоз анаболических препаратов, приравниваемых за океаном к наркотикам, наши знаменитые атлеты Курлович и Писаренко.

- Сейчас общество объявило серьёзную войну допингу и, как следствие, рекорды теперь не растут. Но болельщик, не зная допинговых проблем, видит лишь снижение результатов, как следствие – падает популярность тяжёлой атлетики. В спорте, как и стране, обострились противоречия. И в этот трудный период Вы встали у руля сборной СССР, взяв, по сути, на себя ответственность за всю  тяжёлую атлетику в Союзе. Что Вас побудило сделать этот шаг?

- Меня попросили тренеры, которые трудятся в нашем виде спорта – дальше разваливать тяжёлую атлетику некуда. Нужна твёрдая рука, нужен характер. Они ведь знают меня как человека с характером, способного навести дисциплину, который не пойдёт на поводу у различных группировок, у спортсменов, которые всех подмяли под себя. Мне очень сложно сейчас, потому что такие спортсмены, как Храпатый, Захаревич,  Курлович ради денег на многое пойдут, например, брата тренером записать, а от личного тренера отказаться.  Я же братьев на сборы не беру, потому что они не специалисты, они мне не нужны в сборной.

Информация. На прошлогоднем чемпионате мира в Афинах  А.Храпатый оскорбил членов жюри, утверждая, что они несправедливо не засчитали попытки Захаревича и Курловича. На недопустимость такого поведения указал Президент международной федерации тяжелой атлетики Готфрид Шедль.

- мне приходится бороться с анаболическими стероидами, которые применялись всё это время А с другой стороны  меня душит пресс   - мне дают план по медалям. Сложно. Между двух огней.  Начнёшь там давить – медали не будешь зарабатывать, погонишься за медалями – упустишь честных, чистый спорт.

- План на медали. Где он зарождается? В госкомспорте? Или выше?

- Не знаю. Может быть и выше. С  госкомспорта, очевидно, тоже спрашивают. Если мы будет везде проигрывать, то и госкомспорту не поздоровится.

Штрихи к портрету.На нашем чемпионате сразу после завершения очередного дня соревнований на совещании определялись кандидатуры для участия в чемпионате мира (ноябрь, Будапешт).  В один из дней Алексеев зачитал состав. Из зала – а штангист N? – и называют чемпиона Европы, мира, олимпийских игр.

- Его кандидатуру не рассматривали, он в этом чемпионате не участвовал.

- Но он же хороший парень…

- К Вашему сожалению, такой специализации в команде нет.

Информация.В 1976 году, после второй победы на олимпийских играх в Монреале, Василий Алексеев в одном из интервью сказал: «Выиграл всё, что можно было выиграть. Нигде команду не подвёл. Моя дальнейшая задача – создать в Рязани тяжелоатлетическую школу. В этот город я переехал как уроженец рязанской земли.  Хочу пригласить тренеров, помочь им. Для каждой возрастной группы будет своя методика – всё проверил на себе. Может, приглашу в Рязань перспективных ребят, не имеющих тренеров. Хочу поработать, корыстных целей не имею»

- Василий Иванович, как было в Рязани?

- Я переехал в Рязань в декабре 1975 года, пообещали создать условия. Обманули меня на полную катушку, условий не создали. Я прожил  четыре года в Рязани не имея ни прописки, ни ордера, на военном учёте не состоял. Ездил по Союзу, жил на базах с семьёй, в машине спали. Короче, я не захотел жить в Рязани, не видел там будущего. Мне не разрешили выезжать: живи – и всё. Или только в Москву, а в Москве я не хотел жить в то время. Представь: человек имеет такую популярность, имел в Шахтах (Ростовская область – СП.) особняк, всё это бросил, переехал в Рязань  и стал скитаться, как бездомный. В машине спал я на сборах – в гостиницах для меня места не находилось, приехал на базу в Подольске – забили мой домик, ремонт начали. Негде жить абсолютно было – возвращайся в Рязань, и всё. А у меня условий для тренировок нет – есть лишь квартира, забитая вещами, ящиками нераспакованными. В конце концов дали мне ордер – построили там дом для меня, я пошёл и этот ордер возложил на Вечный огонь. После этого начали меня травить. Я мог бы и после московской олимпиады поднимать года три, но…  У меня характер такой – по указке жить не могу. Восемь лет меня не выпускали из Союза. Наверное, посчитали, что столько мне гадости наделали, что я могу Родине изменить. Но потом в 1987 году съездил в Австрию и – вернулся. Я Россию не оставлю никогда. Тем более, в трудную минуту.

Штрихи к портрету.В один из дней чемпионата В.И.Алексеев поехал с хозяевами на экскурсию по городу. Заехали и на фабрику «Липецкие узоры». А там как раз свадьба – одна из работниц прямо из ЗАГСа приехала. Все поздравляют. И   Алексеев подошёл – огромный, 160-килограммоый богатырь, пожал жениху руку  и пожелал хрупкой невесте: «Нарожай пятерых таких, как я, и пусть они будут достойны вас и нашей Родины».

- Чем Вы занимались после ухода из большого спорта?

- До сих пор, пока не стал главным тренером сборной, не имел работы, мне не делали условий, что бы я мог что-то создать, кого-то воспитать. Выезжал иногда на сборы – российские, профсоюзные, на всесоюзные раза 2-3 приглашали, а так – безработный. Ставку платили 250 рублей, и всё…

-Помнится, Вы выступали на спортивной празднике, посвящённом уже не помню какому съезду КПСС и установили мировой рекорд. Как же Вас настраивали, если Вы без специальной подводки показали выдающийся результат?

- Дело не в этом. Я всегда тренировался на полную  катушку. Это сейчас про пик формы говорят, а я мог выступать каждую субботу и устанавливать мировые рекорды.

- А как организовывались эти праздники, как приглашали на них?

- Приглашали просто. Спрашивали – можешь выступить для делегатов XXIVсъезда КПСС? Это сейчас застойные времена, а в 1971 году для нас партия – понятие было святое. Сейчас святого ничего нет. Я – коммунист, я - большевик, я не считаю, что тогда были застойные времена. Нельзя какое-то время оценивать абстрактно, оторвано от себя. Были застойники. Но народ работал.  Я в то время работал, я Родину прославлял, я, как говорится, пахал в застойные времена. И у меня и ордена есть, и рекорды, и чемпионские медали. У меня этот труд обозначен вехами.

- А сейчас у Вас возникает желание партбилет сдать?

- Не возникает. Я выйду из партии последним.

- Василий Иванович,  неприятный, предполагаю, вопрос, и Вы можете на него не отвечать. Знакомство по обширным публикациям, да и довольно плотное общение в эти дни заставляют усомниться в официальной общепринятой оценке  Вашего выступления на московской олимпиаде 1980 года. Что же там случилось?

Информация.  «Случилась осечка, которую можно было предсказать заранее. Потеряв чувство соревновательного помоста, Алексеев не мог сосредоточиться перед подъёмом штанги, которая была легче его личного рекорда на 10 кг» - газета «Советский спорта», 1 августа 1980 года.

«Олимпийская труба позвала в бой, но атлет не услышал этого сигнала. И никого не нашлось рядом, кто мог бы прервать его затянувшийся сон. Алексеев подошёл к олимпиаде пустым. 180 кг Алексееву так и не поддались. Первый подход свёлся к короткому судорожному движению. Второй подход – опять ничего похожего» - А.Воробьёв «Железная игра».

- Так что же случилось, Василий Иванович?

- На московской олимпиаде перед выходом на помост мне налили стаканчик стимулятора. Я вышел и стал «бараном». Меня просто выключили из игры. (Алексеев долго, тяжело молчит - С.П.). Если бы я не был готов, имея такой опыт, я бы снялся врачом, как обычно это делают. Ну, например, человек дорвался до этого помоста, до олимпийской команды, «адидас» его экипировал,  а потом пошёл к врачу – заболело то, заболело это. Всё – снят врачом.

Перед тем, как выйти на помост – разминка.  На разминке я чувствовал себя великолепно, я ходил – песни пел.  Мне дали перед первым подходом выпить стимулятор на алтайских травах, чтобы я был бодрым. А вышел к штанге «мёртвым».

-  А Вы потом не пытались раскрутить, откуда это, кто руку приложил?

- Фамилии известны. Главный тренер Прилепин Александр Сергеевич. Тот, кто непосредственно наливал – Рыков Александр Владимирович, мой тренер, который ходил за мной на соревнованиях. Я сначала подумал, что на мой организм этот препарат плохо подействовал. Знаешь, для одних лекарство хорошее, а кому-то – не очень. Я так и думал, пока потом не понял, что так сделали специально. Травили меня и раньше, я просто не думал, что люди бывают такие подлые. Я знаю – царей травили. Но у нас-то – вот штанга, иди – поднимай. Но таким методом кому-то делать поражение и, следовательно, кому-то победу – у меня в голове не укладывалось.

- Что ж. извините, что затронул такую больную тему…

- Ничего. Раньше я не говорил про это, скажут – мол, плачется оттого, что проиграл. Ну, можно поверить, что бы такой опытный спортсмен, как я, так выступал бы? Даже на  этих соревнованиях в Липецке ребята то недорывают, то через себя – техника корявая, но я-то вообще не поднимал, делал тяги. А у меня план -185 начинать, я снизил, «по просьбе трудящихся» - до 180.

По логике общения, ведения беседы надо было бы после этой темы затронуть что-либо полегче,  о планах, например, поговорить. Но я смотрел на этого могучего человека – действительно человека, действительно могучего, и видел – ему больно. Но хочется верить – эта боль не выльется во мщение, в злость, она проявится в желании помочь спорту, России. Она воплотится в справедливости.

Фотография с автографом, подаренная Алексеевым  одному из основателей спорта в Липецкой области Леониду Дмитриевичу Гадецкому

 

 





26.11.11

ноябрь 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930