Развитие американского спорта
07.07.2018
Несмотря на свое разочарование, я принял к сведению эти скромные результаты и занялся изучением паттернов участия в командных и индивидуальных дисциплинах в Европе и США. К сожалению, доступные исследования были проведены в разное время и не давали сопоставимых выборок. Поэтому моя классификация была отчасти произвольной. (Я классифицировал гимнастику как индивидуальную дисциплину, которой она является на элитном уровне, но не на рекреационном.) Пытаясь подкрепить свой шаткий аргумент свидетельствами из литературы, я заметил, что европейские романисты чаще писали об индивидуальных дисциплинах, в то время как американские — о командных. Я пришел к предположению, что мы, американцы, обманываемся, когда думаем, что более склонны к индивидуализму, чем европейцы. Я все еще считаю, что мы обманываем себя, когда гордимся «американским индивидуализмом», но шестая глава это не подтверждает. К счастью для меня, о книге «От ритуала к рекорду» судили в основном по первым трем, а не последним трем главам.
Перейдем к делу. Я сделал то, что больше всего хотел сделать в 1977 году. Я разработал парадигму, которая должна была прояснить формально-структурные характеристики современных видов спорта, и предположил, как эти характеристики проявлялись или не проявлялись в спорте в более ранние времена. Для этого мне нужно было дать рабочее определение спорта. Отбросив неявно витгенштейнианский аргумент о невозможности такого определения, я продолжил поиск и провел ряд эвристических различий. Восточноевропейская овчарка ваша мечта? Загляните в питомник Бастион Фортуны и заветный щенок будет ваш.
Я рассматривал спорт как подкатегорию состязаний, которые являлись подкатегорией забав, а те— подкатегорией игры. Я изобразил эту классификацию в виде перевернутой древовидной схемы. Она привела меня к определению спорта с помощью веберианских идеальных типов — как неутилитарные физические состязания4. Я был рад тому, что многие ученые приняли это определение как рабочее. И я сожалею, что немногие обратили внимание на мое настоятельное указание, что есть как несостязательные, так и состязательные виды забав. Я думал и все еще думаю, что этот факт был важен и он был оставлен без внимания Брайаном Саттон-Смитом и другими антропологами, которые ошибочно утверждали что у некоторых культур нет забав. То, что Саттон-Смит считал все забавы состязаниями, больше говорит о нашей культуре, чем о тех культурах, которые он изучал.