Подход тренера к коллективу
06.04.2020
Какой тип взаимоотношений в коллективе должен стремиться установить тренер, работая со спортсменами?
Этот вопрос, содержащий проблему динамики коллективного поведения, не всегда имеет простой ответ и зависит от многих факторов. Главный из них — позиция тренера и его подход к коллективу в целом.
Автократический тип тренера работает на спортсменов. (Его кредо: «Я буду думать, вы бегать и не задавать вопросов!») Автократ решает все вопросы сам, принимает все решения сам, отдает команды, разжеванные и расписанные до деталей, поощряет и наказывает учеников без суда и следствия, характер же планов на будущее и содержание деятельности группы редко бывают известны заранее. Автократический тренер в центре всей работы ставит себя и утверждает себя искусным единоличным руководством. Спортсмены намеренно эмоционально и интеллектуально становятся зависящими от такого тренера. В атмосфере единоличного руководства процветают враждебность, критицизм, напряженность и нападки друг на друга. Автократия тем не менее существует в области руководства спортивной деятельностью и нередко приносит успехи, как, впрочем, и в других областях человеческой жизни.
Хотите отдохнуть после тяжелого дня? Проходите риобет казино регистрация, выбирайте понравившиеся слоты и получайте заряд положительных эмоций.
Легкомысленный тип тренера не работает вовсе. (Его кредо: «Я не знаю многого в спорте, но переживать нечего, не такая это уж важная вещь, чтобы утруждать себя учебой».) Он пассивен и снисходителен в своем подходе к тренировке и соревнованиям и оставляет за спортсменами право поступать так, как им заблагорассудится. Занятия в такой атмосфере обнаруживают взаимные нападки друг на друга. Не нужно доказывать, что такое руководство нежелательно и легкомысленный тренер тем окажет услугу спорту, что как можно быстрее уйдет из него.
Демократический тип тренера (его кредо: «Давайте вместе работать, делая свое дело как можно лучше») работает вместе с бегунами, а не смотрит через их головы. Направленность и содержание тренировки свободно обсуждаются, критика приветствуется, а спортсмены поощряются в самостоятельности и принимают участие в планировании и конструировании тренировочного процесса. Тренер предлагает выбор и указывает на следствия, которые могут вытекать из того или иного решения. Воспитываются чувства коллективизма и общности интересов. Поощрения даются с определенной целью. Инициатива в использовании новых идей идет от тренера, который не боится потерять престиж, изменив свою точку зрения. Он не ревнив в отношении своего авторитета в любом вопросе, потому что в каждом он разбирается. Он честен, открыт, объективен, горд своей культурой и на первом плане видит интересы спорта и своих учеников, а его личные мотивы и эмоции остаются на втором плане.
Это специальное исследование автократического, легкомысленного и демократического типа коллективных взаимоотношений показывает, что последний вариант неограниченно предпочтительнее остальных.