Сегодня Рудольф Вениаминович Динер завершает свой великий трудовой путь – уходит на заслуженный отдых. Достижения Рудольфа Вениаминовича признаны государством. Он - «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации", «Заслуженный тренер России», награждён: медалью "За трудовое отличие". Как тренер подготовил 27 мастеров спорта СССР, двух мастеров спорта международного класса, заслуженного мастера спорта. Три года (1983-1985) возглавлял спортклуб «Новолипецк» НЛМК. Авторитет Рудольфа Вениаминовича в Липецкой области настолько высок, что, когда возрождение и реконструкция ведущего спортивного комплекса с плавательным бассейном "Спартак" застыло на 5 лет, руководство региона пригласило именно Р.В.Динера возглавить строительство.
Но справедливо, что новая жизнь начинается со счастливых цифр 11.11.11. И пусть эта жизнь будет долгой и счастливой, с добрым здоровьем и преданными друзьями.
Какой он? Человечный, мудрый, добрый и умный. А вот взгляд на Рудольфа Вениаминовича в далёком 1989 году.
Укротители скифов
«Он меня по статье с работы уволил, но голосовать я буду за него, потому что он – человек дела. Да – значит да, а если и нет – то все равно объяснит и искренне поможет».
Круто сказано, но, согласитесь, вызывает уважение человек, к которому относятся эти слова. А речь пойдет о тренере по академической гребле, заслуженном тренере РСФСР Рудольфе Вениаминовиче Динере, директоре специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва спортклуба «Новолипецк».
Успехи липецких гребцов столь впечатляющи и так прочно связаны с этим именем, будто Р.В. Динер был здесь всегда. Но точка отсчета – конец 60-х годов, когда 26-летний Рудольф Вениаминович набрал первую группу юных спортсменов. Успех – это один процент таланта и 99 – труда. Молодой тренер в этой мысли убедился сразу: 15-16 летние ребята не расположены были в отведенные для плановой тренировки 1 час 40 минут выслушать указания, в точности исполнить их и чинно удалиться. Они могли вообще не прийти на занятие. Надо еще заинтересовать, убедить, что они способны на высшие результаты, подвести их к первым победам. Все это требует от тренера фантазии, уверенности, способности быть интересным и прежде всего – времени. Рудольф Вениаминович на гребной базе проводил, похоже, круглые сутки. Да и как иначе – тренировки, ремонт скифов – так лодки называются, создание полноценной базы.
Не раз замечал, что в тренерской работе первый блин, вопреки пословице, бывает пышным – уже первые ученики заставляют говорить о своем наставнике. Безусловно, ничуть не меньше уважения заслуживают и тренеры, пришедшие к успехам через долгие годы, но если сразу, то это – дар. Да и удача не обошла Динера стороной. Первый набор ребятишек был удачным, и через несколько лет пришли успехи. Сначала «выстрелил» Сережа Третяк, прошедший хорошую плавательную подготовку у известного тренера . В 1975 году он становится чемпионом Спартакиады народов СССР, а в ту пору эти соревнования котировались повыше многих международных. На следующий год Володя Чуйков произвел фурор на Большой Московской международной регате, на чемпионате страны удивил Саша Стреляев. А так как все они выполнили норматив мастера спорта СССР, практически без осечек побеждали на чемпионатах России, в Болгарии, Польше, то к концу 70-х годов можно было говорить о создании школы академической гребли в Липецке.
Нормальные человеческие отношения подразумевают двустороннее, взаимное внимание, уважение, участие. Но как часто бывает на всех уровнях – от семейного до общественного – когда одна сторона в лепешку расшибается, а другой, что называется, на все наплевать. В нашей истории иное дело. Рудольф Вениаминович дневал и ночевал на базе и, как виднм, не номер отбывал, а горел, и горел продуктивно. Молодые лидеры видели это, понимали трудности и, главное, чувствовали ответственность за успехи школы. Стали помаленьку подключаться к работе. Сначала просто помочь – подсказать, сходить в поход, но сами-то уже были мастерами, да и по-хорошему завидовали тренеру, хотели быть похожими на него, поэтому по-настоящему впрягались в общую упряжку и делали общее дело. Стали единомышленниками.
Единомышленники. Как ими становятся? Универсального ответа на этот вопрос, пожалуй, нет, но главное – общая цель, общая идея, а уж манера мышления, скорее всего, будет разниться. Ничего удивительного – разные люди и думают по-разному. А молодые помощники Динеру, как специально, подобрались максимально не похожие друг на друга. Сергей Николаевич Третяк – высокий, интеллигентный, эрудированный, эмоциональный, близко к сердцу воспринимает буквально все – от политических событий и несуразностей в спорте до каких-либо будничных, рабочих проколов. Владимир Яковлевич Чуйков – мощный, если не сказать могучий, под стать и характер – сдержанный, спокойный, уравновешенный, упрям в достижении цели и обладает огромной работоспособностью. Александр Григорьевич Стреляев заводной, бывает, вспыльчивый и эмоции перехлестывают через край, чего удивляться – из боксеров в греблю пришел, и принес самые главные и нужные качества – расчетливый забияка и умеет держать удар.
Такой подобрался коллектив. Помните из школы – «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой».
Но если у Пушкина чуть дальше
- «Так люди (первый каюсь я) от делать нечего друзья», то наши герои нашего времени друзья от того, что работы невпроворот.
Все начинается с набора групп. Раньше, вспоминают ветераны, чуть ли не в любом виде спорта тренеры отбирали наиболее способных детей, теперь бы хоть по количеству набрать. Ладно, выдюжили – набрали. В последние годы, правда, легче. На себе убедились: сначала ты работаешь на авторитет, после авторитет работает на тебя. И начинаются тренировочные многолетние будни. Ох, не скоро вырастут из новичков богатыри, способные побеждать. Ведь что такое академическая гребля? Лодка, понятное дело, легкая. Весла тоже сейчас из пластика, легкие, но длина почти 5 метров, и чтобы скиф летел по воде, прикладываемое к веслу усилие должно составлять около 130-140 кг. И это усилие надо прилагать в темпе 40 движений в минуту в течение 6 минут на двухкилометровой дистанции. И если немало новичков не в состоянии пару раз подтянуться на перекладине, то можно представить, сколько требуется от наставника терпения, знаний, энергии для достижения цели.
Современный спорт – не только непосредственно тренировка. Для нормального тренировочного процесса нужна база – создавали сами. Строили спортплощадки – носили песок, сажали деревья, тянули теплотрассу с площади Мира - гребцы и тренеры помогали там, где трактору не пройти, построили роскошную баню, пристройку сделали для медцентра и прелестного уютного буфета. Тренировочный процесс – прежде всего воспитание человека. Меня потрясла своей мудрой непритязательностью традиция проводов из спорта: ежегодно на общешкольном вечере провожают тех, кто решил уходить. Не обязательно чемпионов экстра-класса, просто мастеров, кандидатов в мастера спорта. Человек оставляет главное дело юности, и ему говорят: "Спасибо за все. Приходи, мы тебе всегда будем рады". На базе, в эллинге, ребята регулярно проводят дискотеки, приходят ребята с близлежащих школ и проф-, точнее, спорториентации лучше не бывает, гребцы как дома: у них гости. Правильно, это их второй дом, добрый дом.
Появились у молодых воспитателей свои ученики – победители самых крупных соревнований – Степан Дмитриевский, Сергей Коротких, Евгений Кисляков. В этом году они успешно выступали в Голландии, ФРГ, ГДР, Франции, в прошлом – в США, Италии, в числе лидеров на всех соревнованиях внутри страны, но есть еще непокоренные вершины, и они рвутся к ним. Ежедневные тренировки по 50-60 км, до 6 часов только на воде, а рядом в катере обязательно тренер. Кроме лидеров, есть и подрастающая смена, она тоже требует времени - времени, оторванного от семьи, от своих детей. Перед каждыми более-менее значительными соревнованиями, в подготовительном периоде – сборы. Как-то посчитали: в среднем по 180-200 дней проводят тренеры вне Липецка. Круглый год. Каждый год. А зарплата очень-очень средненькая. Да, с голода не помрешь, но и явно не до жиру. Такое ощущение, что в наших условиях может родиться поговорка: "Чтобы хорошо жить, надо быть футболистом". "Там" ценят специалистов, у нас – футболистов. Кстати, помнится, великий гребец, трехкратный олимпийский чемпион В. Парфенович, понаблюдав за тренировкой сборной СССР по футболу, сказал:
- Если бы я также тренировался, то выступал бы на уровне кандидата в мастера.
Но гребцы никому не завидуют - они с любовью делают свое дело, Тренеры уважают воспитанников. Спортсмены любят наставников. Все они честно смотрят в глаза друг другу. Все – Рудольф Вениаминович Динер, его титулованные воспитанники и коллеги – Александр Стреляев, Владимир Чуйков, Сергей Третяк и еще пока не прославившиеся тренеры спортшколы. Но и у них перспективное будущее. Ведь они – единомышленники.
(1989 год)
Александр Стреляев
Владимир Чуйков
Сергей Третяк
Анатолий Михайлов
Валентина Хохлова
Вместо послесловия.
Достижения воспитанников школы.
Участники олимпийских игр:
Сеул 1988 год – Валентина Хохлова;
Барселона 1992 год – Степан Дмитривеский, Сергей Коротких, Евгений Кисляков;
Атланта 1996 год – Альбина Лигачёва, Вера Почитаева;
Сидней 2000 год – Александр Зюзин, Альбина Лигачёва, Вера Почитаева;
Афины 2004 год – Александр Зюзин, Александр Савкин. Анна Сергеева.
Выступления на чемпионатах мира:
Валентина Хохлова – победы в 1984, 1986,1987 годы:
Альбина Лигачёва и Вера Почитаева – третье место в1997 году;
Валерия Стародубровская и Вера Почитаева – второе место 2004 году и третье место – в 2005.
Звание «Заслеженный тренер России» присвоено Анатолию Михайлову и Владимиру Дергунову